• Подписывайтесь на новости в нашем Telegram канале - https://t.me/pointcrmprp

Федеральный закон «О Следственном Комитете» № 99-ФЗ

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Fabio_Legasy

Администратор Сервера
26 Окт 2024
47
2
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации
1.1. Следственный комитет Российской Федерации (Далее - СК России, Следственный комитет) - единая Федеральная централизованная система органов, обеспечивающих в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном, административном производстве.
1.2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными, правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.
1.3. Основными задачами Следственного комитета являются:
а) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
б) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
в) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
г) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
д) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
е) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
1.4. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.
1.5. Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета
Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
3.1. следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета;
3.2. учреждения Следственного комитета - судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета;
3.3. руководители следственных органов Следственного комитета - Председатель Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета), заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Следственного комитета), руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители;
3.4. следователь - следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист;
3.5. сотрудники Следственного комитета (далее также - сотрудники) - руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.
3.6. Штатная численность органов и учреждений Следственного комитета устанавливается указом Председателя Правительства Российской Федерации.

Статья 4. Принципы деятельности Следственного комитета
4.1. Следственный комитет является единой централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.
4.1.1. Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.
а) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
в) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.
4.2. Подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.
4.3. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.
4.4. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета
5.1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
5.2. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
5.3. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета
6.1. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе:
а) при производстве доследственной проверки и предварительного следствия беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, кроме помещений и территорий, принадлежащих органам федеральной службы безопасности, и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела.
б) начальники главных управлений, управлений, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам при производстве доследственной проверки и предварительного следствия имеют право на беспрепятственный проход на территории любых территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела.
б) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;
в) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте а настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;
г) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.
д) право на безотлагательный обыск помещений и транспортных средств в любом помещении, транспортного средства или лица, если это необходимо для следствия, с последующим письменным рапортом на имя прокурора.
6.2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.
6.3. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.
6.4. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб
7.1. В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица в прокуратуру или в суд.
7.2. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном руководителем следственного органа Следственного комитета.
7.3. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.
7.4. В случае, если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, следователь направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.

Глава II. Система Следственного комитета

Статья 8. Структура Следственного комитета

8.1. Система Следственного комитета включает в себя:
а) центральный аппарат;
б) главные следственные управления, следственные управления по субъектам Российской Федерации (включая их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и отделы;
в) следственные отделы и отделения по районам, городам, а также приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные подразделения;
г) криминалистические подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, а также по субъектам Российской Федерации).

8.2. В рамках Следственного комитета, согласно законодательству РФ, могут быть созданы судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации, а также иные структуры, необходимые для его эффективной работы.

8.3. В следственных органах Следственного комитета, их подразделениях и учреждениях могут быть установлены различные должности, такие как первые заместители руководителей, заместители, помощники (включая старших и по особым поручениям), следователи (в том числе старшие, по особо важным делам и следователи-криминалисты), а также другие, определяемые руководителем соответствующего следственного органа.

8.4. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов и учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Правительства Российской Федерации.

8.5. Порядок прохождения службы и работы в следственных органах Следственного комитета, их подразделениях и учреждениях определяется руководителем соответствующего следственного органа.
Статья 9. Служебное удостоверение

9.1. Сотрудники, федеральные гражданские служащие и работники Следственного комитета получают служебные удостоверения, вид которых устанавливает Председатель Следственного комитета.

9.2. Служебное удостоверение сотрудника Следственного комитета подтверждает его личность, занимаемую должность, а также присвоенное ему специальное или воинское звание.

9.3. Кроме того, служебное удостоверение сотрудника Следственного комитета подтверждает его право носить и хранить боевое ручное стрелковое оружие и специальные средства, а также другие права и полномочия, предоставленные ему федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.



Статья 10. Государственная защита сотрудников Следственного комитета

10.1. Сотрудники Следственного комитета находятся под защитой государства.

10.2. Если выполнение служебных обязанностей сотрудника может угрожать его безопасности, государство обеспечивает его защиту в соответствии с законодательством РФ. Меры государственной защиты могут быть распространены и на близких родственников сотрудника. В исключительных случаях эта защита может быть предоставлена и другим лицам, если их жизнь, здоровье или имущество находятся под угрозой из-за попыток помешать законной деятельности сотрудника, вынудить его изменить характер этой деятельности или из мести за неё.

10.3. Сотрудники имеют право постоянно носить и хранить личное боевое ручное стрелковое оружие и специальные средства, предназначенные для самозащиты, и использовать их в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Виды и модели такого оружия, а также порядок его приобретения Следственным комитетом определяются Правительством Российской Федерации.



Статья 11. Порядок привлечения сотрудников Следственного комитета к уголовной ответственности

11.1. Проверка заявлений о преступлениях, совершённых сотрудниками Следственного комитета, возбуждение уголовных дел против них (кроме случаев задержания на месте преступления) и проведение расследования являются исключительной прерогативой следственных органов Следственного комитета.

11.2. Сотрудник Следственного комитета, в отношении которого возбуждено уголовное дело, временно отстраняется от должности на период расследования.

11.3. Сотрудника Следственного комитета нельзя привлечь к уголовной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру или иным мерам принуждения, если только при исполнении своих обязанностей он не совершил тяжких или особо тяжких преступлений против жизни и здоровья человека.

11.4. Неприкосновенность сотрудника Следственного комитета включает неприкосновенность его личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и другого имущества, а также тайну его переписки и всех видов сообщений (телефонных разговоров, почтовых, телеграфных, электронных и других).
Статья 12. Полномочия руководителя следственного органа Следственного комитета

Руководитель следственного органа Следственного комитета обладает следующими полномочиями:

а) Участвует в формировании и реализации государственной политики, а также имеет право законодательной инициативы в вопросах обеспечения безопасности граждан, общества и государства.

б) Принимает меры по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, а также по борьбе с преступностью и другими опасными явлениями.

в) Осуществляет общее руководство деятельностью своего следственного органа.

г) Налагает дисциплинарные взыскания, присваивает и лишает специальных званий, назначает на должности и освобождает от них сотрудников следственного органа.

д) Увольняет сотрудников следственного органа со службы в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации, внутренних актов Следственного комитета, а также актов Председателя Правительства РФ или Правительства РФ.

е) Проводит оперативные и иные мероприятия, направленные на предотвращение или устранение правонарушений.

ж) Отменяет правовые акты, изданные сотрудниками следственного органа, если они противоречат федеральным конституционным или федеральным законам, а также актам Председателя Правительства РФ, Правительства РФ или Следственного комитета.

з) Издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции и другие нормативные акты (при необходимости — совместно с федеральными органами исполнительной власти), дает указания, организует и контролирует их исполнение.

и) Назначает следователей на должность и освобождает их. В случае увольнения следователей по отрицательным причинам руководитель следственного органа также лишает их специальных званий сотрудников органов юстиции и наград Следственного комитета Российской Федерации.

к) Присваивает, снижает в звании и лишает специальных званий сотрудников органов юстиции в порядке, установленном законом.

Глава III. Деятельность Следственного комитета

Статья 13. Допрос

13.1. Порядок вызова и проведения допроса регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

13.2. Вызов на допрос лиц, имеющих высокие звания (высший начальствующий состав, высшие офицеры, классные чины прокуроров, заместители и министры, Председатель Правительства РФ, судьи), осуществляется только с разрешения (в том числе устного) руководителя следственного органа Следственного комитета.



Статья 14. Возбуждение уголовного дела

Следователь возбуждает уголовное дело, вынося соответствующее постановление, если обнаружены признаки преступления.



Статья 15. Отказ в возбуждении уголовного дела

Следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, если в ходе проверки информации о предполагаемом преступлении не выявлено его признаков. Такое постановление должно быть утверждено руководителем следственного органа Следственного комитета.



Статья 16. Следственная группа

16.1. Руководитель следственного органа Следственного комитета создает следственные группы для расследования особо важных и резонансных дел. Это делается для обеспечения полноты, объективности и беспристрастности расследования.

16.2. Руководит следственной группой один из следователей Следственного комитета, назначенный руководителем следственного органа.

16.3. Состав следственной группы определяет руководитель следственного органа Следственного комитета.

16.4. Все члены следственной группы считаются ведущими следствие по делу и обладают правами следователя, ведущего дело.

16.5. Руководитель следственной группы уполномочен давать поручения, руководить деятельностью группы и делегировать проведение следственных действий.



Статья 17. Документооборот

Порядок ведения документооборота в органах Следственного комитета устанавливается руководителем следственного органа Следственного комитета.



Статья 18. Сделка со следствием

Следователь может заключить соглашение о сотрудничестве (сделку со следствием) только с разрешения (в том числе устного) руководителя следственного органа Следственного комитета. Это соглашение должно быть утверждено прокурором, который осуществляет надзор за расследованием.



Статья 19. Использование служебной формы одежды

19.1. Допросы, проверки показаний на месте, следственные эксперименты и другие следственные действия (за исключением неотложных) следователи обязаны проводить исключительно в служебной форме одежды с соответствующими знаками различия и принадлежности к Следственному комитету.

19.2. Правила ношения служебной формы одежды устанавливаются руководителем следственного органа Следственного комитета.

Глава IV. Ответственность следователя и сотрудника Следственного комитета

Статья 20. Ответственность следователя
Следователь как лицо процессуально независимое, несет единоличную и всецелую ответственность за качество, объективность, своевременность и законность производимых следственных действий.

Статья 21. Преступление против интересов службы
Преступлением против интересов службы считается умышленное, вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий (бездействий) с использованием своих служебных полномочий существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным, общественным интересам, намеренное затягивание расследования или репутационные потери органов Следственного комитета. Решение о присутствии в действиях следователя преступления против интересов службы принимается руководителем следственного органа Следственного комитета
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.