ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ»
Глава I. Общие положения
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ»
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона1.1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с определением сведений как государственной тайны, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.
1.2. Нормы настоящего Федерального закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами государственной власти, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, несущими обязанность по соблюдению законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
а) Государственная тайна – сведения в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной сферах деятельности государства, которые подлежат защите и разглашение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации.
б) Носители сведений, составляющих государственную тайну – материальные объекты (включая физические поля), содержащие информацию, составляющую государственную тайну, в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
в) Система защиты государственной тайны – комплекс мер, органов, средств и методов, применяемых для защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.
г) Допуск к государственной тайне – процедура предоставления гражданам права доступа к сведениям, составляющим государственную тайне, и организациям – права на работу с такими сведениями.
д) Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – санкционированное ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну, уполномоченным должностным лицом.
е) Гриф секретности – обозначения, указывающие на степень секретности сведений и проставляемые на носителе информации и/или в сопроводительной документации.
ж) Перечень сведений, составляющих государственную тайну – перечень категорий сведений, которые отнесены к государственной тайне и засекречиваются в соответствии с федеральным законодательством.
з) Жетон государственного служащего (работника государственной организации) – персональный идентификационный знак, подтверждающий личность государственного служащего.
Глава II. Принципы их отнесения сведений составляющих государственную тайну
Статья 3. Органы государственной власти, уполномоченные на отнесение сведений к государственной тайне
Органами государственной власти, уполномоченными на отнесение сведений к государственной тайне и присвоение грифа секретности, являются:
а) Председатель Правительства Российской Федерации;
б) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
в) Начальники Управлений Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
г) Заместители Председателя Правительства Российской Федерации.
Статья 4. Сведения, составляющие государственную тайну
К сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения, относящиеся к следующим областям:
4.1. Военная область:
* Стратегические и оперативные планы, документы боевого управления, подготовка и проведение операций, стратегическое, оперативное и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил РФ и других войск, их боевая и мобилизационная готовность, создание и использование мобилизационных ресурсов.
* Тактико-технические характеристики и возможности боевого применения вооружения и военной техники; свойства, рецептуры и технологии производства новых видов ракетного топлива и взрывчатых веществ военного назначения.
* Дислокация, назначение, готовность и защищенность режимных и особо важных объектов, их проектирование, строительство и эксплуатация, а также отвод земель, недр и акваторий для этих объектов.
* Дислокация, наименования, организационная структура, вооружение, численность войск, состояние боевого обеспечения, военно-политическая и оперативная обстановка.
4.2. Разведывательная, контрразведывательная, оперативно-розыскная деятельность, противодействие терроризму и обеспечение безопасности лиц, находящихся под государственной защитой:
* Силы, средства, источники, методы, планы и результаты разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и противодействия терроризму, если их раскрытие может нанести ущерб безопасности.
* Силы, средства, источники, методы, планы и результаты деятельности по обеспечению безопасности лиц под государственной защитой, включая отдельные сведения об этих лицах.
* Лица, сотрудничающие или сотрудничавшие с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.
* Организация, силы, средства и методы обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
* Система правительственной, шифрованной связи, шифры, их разработка, изготовление и обеспечение, методы и средства анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, информационно-аналитические системы специального назначения.
* Методы и средства защиты секретной информации.
* Организация и состояние защиты государственной тайны.
* Подготовка кадров в сфере обеспечения безопасности государства.
* Меры по защите критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры от террористических актов.
Статья 5. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания
5.1. Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, подразумевает введение ограничений на их распространение и доступ к ним.
5.2. Засекречивание осуществляется на принципах законности, обоснованности и своевременности.
5.3. Должностные лица, принимающие решения о засекречивании сведений, несут ответственность (уголовную, административную или дисциплинарную) за причиненный ущерб. Решения о засекречивании могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 6. Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну
6.1. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, определяется уровнем потенциального ущерба безопасности Российской Федерации в случае их разглашения.
6.2. Установлены три степени секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Каждой степени соответствует определенный гриф секретности, проставляемый на носителях информации.
Статья 7. Порядок отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания
7.1. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их ведомственной принадлежностью и настоящим Федеральным законом.
7.2. Засекречиванию подлежат сведения, полученные (разработанные) в ходе деятельности органов государственной власти, организаций и предприятий, если они соответствуют утвержденным перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании сведениям присваивается соответствующий гриф секретности.
Статья 8. Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну
8.1. Рассекречивание сведений и их носителей – это отмена ранее установленных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
8.2. Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти, установленными федеральным законодательством.
Статья 9. Подразделения и должности, работа с которыми связана с доступом к государственной тайне
Работа с информацией, составляющей государственную тайну, осуществляется в специально уполномоченных подразделениях и на определенных должностях, перечень которых устанавливается федеральными законами и нормативными актами. ( *Убрано прямое перечисление конкретных подразделений для обеспечения актуальности. Перечень может меняться.*)
Статья 10. Органы, обеспечивающие защиту государственной тайны
Защиту государственной тайны обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на это в соответствии с федеральными законами. ( *Убрано перечисление конкретных министерств и служб для повышения актуальности. Перечень может меняться.*)
Статья 11. Допуск к государственной тайне
11.1. Допуск к государственной тайне осуществляется на добровольной основе.
11.2. Допуск к государственной тайне предполагает:
* принятие на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;
* согласие на ограничение некоторых прав в соответствии с федеральным законодательством;
* ознакомление с законодательством о государственной тайне и мерами ответственности за его нарушение.
11.3. Существует три уровня допуска к государственной тайне, соответствующие трем степеням секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Допуск к более высокому уровню подразумевает допуск к более низким уровням.
11.4. Порядок допуска может быть изменен в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 12. Специальные случаи допуска к государственной тайне
Допуск к государственной тайне для отдельных категорий лиц (например, судей, адвокатов, участвующих в делах, связанных с государственной тайной) может осуществляться в порядке, установленном федеральным законодательством. Эти лица предупреждаются об ответственности за разглашение государственной тайны.
Статья 13. Основания для отказа в допуске к государственной тайне
Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации, ответственной за защиту государственной тайны, в соответствии с федеральным законодательством. Это решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции или в судебном порядке.
Статья 14. Прекращение допуска к государственной тайне
Допуск к государственной тайне может быть прекращен руководителем организации в следующих случаях:
а) Расторжение трудового договора (контракта) в связи с организационными или штабными мероприятиями.
б) Нарушение обязательств по защите государственной тайны, установленных трудовым договором (контрактом).
в) Возникновение обстоятельств, препятствующих доступу к государственной тайне в соответствии с федеральным законодательством.
г) Прекращение допуска к государственной тайне может являться основанием для расторжения трудового договора (контракта), если это предусмотрено договором.
д) Прекращение допуска не освобождает от обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
е) Решение о прекращении допуска и расторжении трудового договора может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне
15.1. За нарушение законодательства о государственной тайне лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную).
15.2. При определении ответственности учитываются экспертные заключения об отнесении распространенных сведений к государственной тайне.
15.3. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, организаций и предприятий в этой сфере осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Глава IV. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
Глава IV. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
Статья 16. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 17. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
17.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
17.2. Органы государственной власти, имеющие полномочия по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений в подведомственных им организациях.
17.3. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в государственных органах осуществляется их руководителями.