ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О ПОЛИЦИИ»
Глава I. Общие положения
«О ПОЛИЦИИ»
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель полиции
1.1. Полиция создана для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, для борьбы с преступностью, поддержания порядка и обеспечения безопасности в обществе.
1.2. Полиция обязана немедленно оказывать помощь всем, кто нуждается в защите от преступных и других незаконных действий.
Статья 2. Основные направления работы полиции
2.1. Полиция работает по следующим основным направлениям:
а) Защита граждан, общества и государства от противоправных действий.
б) Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
в) Выявление и раскрытие преступлений, проведение дознания по уголовным делам.
г) Розыск пропавших людей.
д) Рассмотрение дел об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний.
е) Обеспечение общественного порядка в общественных местах.
ж) Обеспечение безопасности дорожного движения.
з) Выдача лицензий гражданам в установленных законом случаях.
и) Проведение экспертиз и криминалистических исследований.
2.2. Председатель Правительства может определить иные направления деятельности полиции.
Статья 3. Законодательная база деятельности полиции
Деятельность полиции основывается на Конституции РФ, данном Федеральном законе, других федеральных законах, нормативных актах Председателя Правительства и Правительства РФ, а также нормативных актах Министерства внутренних дел (МВД).
Статья 4. Организационная структура полиции
4.1. Полиция является частью единой системы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.
4.2. Для выполнения задач полиции могут создаваться различные подразделения, организации и службы (подразделения полиции).
4.3. Названия, формы и виды подразделений полиции определяет руководитель территориального органа полиции.
4.4. Руководство полицией осуществляют Председатель Правительства РФ и его заместители, руководитель МВД, руководители территориальных органов МВД и руководители подразделений полиции. Они несут ответственность за выполнение задач, возложенных на полицию.
4.5. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции устанавливает Правительство Российской Федерации.
Статья 5. Прохождение службы в полиции
Служба в полиции регулируется законодательством РФ о службе в органах внутренних дел с учетом положений данного Федерального закона.
Глава II. Принципы деятельности полиции
Глава II. Принципы деятельности полиции
Статья 6. Уважение прав и свобод человека
6.1. Полиция строит свою работу на основе соблюдения и уважения прав и свобод каждого человека и гражданина.
6.2. Если действия полиции ограничивают права и свободы граждан, они должны быть немедленно прекращены, как только достигнута законная цель или стало ясно, что эту цель невозможно достичь, ограничивая права и свободы граждан.
6.3. Сотрудникам полиции запрещено применять пытки, насилие или любое другое жестокое и унижающее достоинство обращение. Полицейский должен пресекать любые действия, направленные на умышленное причинение боли, физических или моральных страданий гражданам.
6.4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
а) Назвать свою должность, звание, фамилию, по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение, а затем объяснить причину и цель обращения.
б) В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причины и основания применения таких мер в соответствии с законом.
6.5. Если гражданин обращается к сотруднику полиции, тот обязан назвать свою должность, звание и фамилию, принять меры в рамках своих полномочий или объяснить, в чью компетенцию входит решение вопроса.
6.6. В ситуациях, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или других граждан, а также при необходимости немедленного пресечения преступления или задержания преступников, положения частей 4 и 5 этой статьи выполняются сразу после устранения угрозы или прекращения указанных действий.
Статья 7. Законность
7.1. Полиция действует строго в соответствии с законом.
7.2. Ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также организаций и должностных лиц допускается только по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом.
7.3. Председатель Правительства РФ и министр внутренних дел контролируют законность решений и действий должностных лиц полиции.
Статья 8. Беспристрастность
8.1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы всех людей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств.
8.2. При исполнении служебных обязанностей сотрудник полиции не должен зависеть от решений политических партий, общественных и религиозных организаций.
8.3. Сотрудник полиции должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции, как во время службы, так и вне ее.
Статья 9. Открытость и публичность
9.1. Деятельность полиции открыта для общества в той мере, в какой это не противоречит законам РФ и не нарушает права граждан и организаций.
9.2. Граждане и организации имеют право получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также информацию, касающуюся их прав, в порядке, установленном законом, за исключением информации, доступ к которой ограничен.
Глава III. Права и обязанности полиции
Статья 10. Обязанности полиции
10.1. Полиции возложены следующие обязанности:
а) Принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях; выдавать уведомления заявителям о регистрации их письменных обращений; проверять указанные заявления и сообщения в соответствии с подведомственностью и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также информировать заявителей о ходе их рассмотрения.
б) Немедленно прибывать на места совершения преступлений и административных правонарушений, пресекать противоправные действия и устранять угрозы безопасности граждан и общественному порядку.
в) Оказывать первую помощь пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии или в опасных для жизни и здоровья условиях.
г) Выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, а также принимать меры по их устранению; проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, имеющими намерение совершить преступление.
д) Обеспечивать безопасность граждан и поддерживать общественный порядок в общественных местах, таких как улицы, площади, стадионы, парки, транспортные магистрали, вокзалы и аэропорты.
е) Содействовать организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и поддержании общественного порядка на этих мероприятиях.
ж) В чрезвычайных ситуациях принимать неотложные меры для спасения граждан и охраны оставленного без присмотра имущества; обеспечивать порядок во время карантинных мероприятий.
з) В соответствии с процессуальным законодательством возбуждать уголовные дела и проводить дознание по ним.
и) Исполнять решения суда и письменные поручения, а также оказывать содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и задержании подозреваемых.
к) Осуществлять оперативно-розыскную деятельность для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для обеспечения собственной безопасности и других целей, предусмотренных федеральным законом.
л) Проводить розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых в них, а также тех, кто скрывается от органов дознания, следствия или суда.
м) Принимать меры для предотвращения, выявления и пресечения экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных организаций и граждан в соответствии с федеральным законом.
н) Участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечивать правовой режим контртеррористических операций, а также защищать потенциальные объекты террористических актов и места массового скопления граждан.
о) контроль за соблюдением правил, стандартов и технических норм, а также других требований нормативных документов в области безопасности дорожного движения; организация и проведение технического осмотра транспортных средств; регулирование дорожного движения; оформление документов о дорожно-транспортных происшествиях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; выдача водительских удостоверений; государственная регистрация транспортных средств;
п) надзор за соблюдением участниками дорожного движения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
р) участие в обеспечении режима военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее регионах;
с) изъятие у граждан и должностных лиц документов, которые могут быть подделаны, а также вещей, находящихся в ограниченном обороте или запрещенных к обороту, если они находятся у них без специального разрешения;
т) сотрудники полиции обязаны следить за своим здоровьем и проходить комплексный медицинский осмотр не реже трех раз в месяц у специалистов Областной медицинской службы.
Примечание: Медицинский осмотр может проводиться как индивидуально, так и в рамках общей проверки, назначенной министром социальной политики.
10.2. Дополнительные обязанности полиции устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Председателя Правительства Российской Федерации.
10.3. Порядок выполнения обязанностей полиции, если он не регулируется федеральными законами или нормативными актами Правительства Российской Федерации, определяется Министерством внутренних дел.
Статья 11. Права полиции
11.1. Для выполнения своих задач полиция наделяется следующими правами:
а) требовать от граждан и должностных лиц прекращения незаконных действий, а также любых действий, мешающих законной деятельности государственных органов;
б) проверять у граждан наличие разрешений (лицензий) и других документов, необходимых для осуществления определенных действий или видов деятельности, контроль за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) вызывать граждан и должностных лиц в отделение полиции по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также для проверки зарегистрированных заявлений и сообщений о правонарушениях, получая необходимые объяснения, справки и документы (их копии);
г) осуществлять осмотр места происшествия для фиксации обстоятельств и составления акта осмотра;
д) знакомиться с необходимыми документами и материалами, включая персональные данные граждан, которые имеют отношение к расследованию уголовных дел и производству по делам об административных правонарушениях;
е) патрулировать населенные пункты и общественные места, при необходимости устанавливать контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, обозначать визуально места совершения преступлений и административных правонарушений, а также ограничивать доступ к территориям и объектам, представляющим угрозу безопасности граждан;
ж) требовать от граждан покинуть место совершения преступления или административного правонарушения, а также место происшествия в целях защиты жизни, здоровья и имущества;
з) требовать от граждан разойтись при нарушении порядка проведения публичного мероприятия или собрания, митинга, демонстрации;
и) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и использовать другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
к) проводить следственные и другие процессуальные действия в случаях и порядке, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации;
л) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, пропавших без вести, а также похищенных или угнанных транспортных средств и имущества;
м) доставлять граждан в служебные помещения территориального органа или подразделения полиции для решения вопросов о задержании, установления личности гражданина, если есть основания полагать, что он находится в розыске, защиты его жизни и здоровья в случае непосредственной угрозы или в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
н) Осуществлять регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеозапись, а также дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в преступлении, находящихся под стражей, обвиняемых, подвергнутых административному аресту, а также других задержанных, если в установленный срок их личность не удалось установить; такие действия проводятся в соответствии с федеральным законодательством.
о) Останавливать транспортные средства для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право управления и использования, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; проводить осмотр автомобилей и грузов при подозрении на их использование в незаконных целях; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать движение на дорогах при проведении массовых мероприятий или в иных случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасного передвижения.
п) Применять меры и временные ограничения в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в ходе контртеррористических операций, согласно федеральным конституционным законам и федеральным законам.
р) Использовать в своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, фотоаппаратуру и другие технические средства.
с) Привлекать граждан к сотрудничеству на добровольной основе; устанавливать негласное сотрудничество с теми, кто желает конфиденциально помочь полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о вознаграждении за помощь в раскрытии преступлений и задержании преступников, а также выплачивать его гражданам; поощрять тех, кто оказал помощь полиции в выполнении ее задач.
т) Организовывать перекрытия и блокировки проездов, улиц и площадей в зависимости от необходимости, в порядке, установленном действующим законодательством.
11.2. Дополнительные права полиции определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.
11.3. Права полиции осуществляются должностными лицами в рамках их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, а также нормативными актами Правительства Российской Федерации и Министерства Внутренних дел.
Глава IV. Правовое положение сотрудника полиции
11.3. Права полиции осуществляются должностными лицами в рамках их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, а также нормативными актами Правительства Российской Федерации и Министерства Внутренних дел.
Глава IV. Правовое положение сотрудника полиции
Статья 12. Право на применение силы, специальных средств и огнестрельного оружия
12.1. Сотрудник полиции вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие как индивидуально, так и в составе группы (подразделения) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными нормативными актами.
12.2. Сотрудник полиции не несет ответственности за причинение вреда гражданам и организациям при использовании физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если такое применение происходило на основании и в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 13. Сотрудник полиции
13.1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, осуществляющий служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и имеющий специальное звание, присвоенное в соответствии с законодательством о государственной службе.
13.2. Сотруднику полиции выдается служебное удостоверение, специальный жетон с уникальным номером и нагрудный знак, образцы которых утверждаются Министерством внутренних дел.
13.3. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок их выдачи, ношения и хранения определяется Министерством внутренних дел.
Глава V. Обеспечение полицией требований безопасности дорожного движения
Статья 14. О государственной инспекции безопасности дорожного движения
14.1. Государственная инспекция безопасности дорожного движения, входящая в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД), выполняет функции по обеспечению безопасности на дорогах.
14.2. Управление деятельностью Государственной инспекции безопасности дорожного движения осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации и его заместителями, министром внутренних дел Российской Федерации, а также руководителем подразделения ГИБДД.
Статья 15. О руководителе подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Руководитель подразделения ГИБДД:
а) определяет наименования, а также организационные формы и виды подразделений Госавтоинспекции;
б) осуществляет руководство ГИБДД в рамках, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными актами Председателя Правительства Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Статья 16. Полномочия Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Государственная инспекция безопасности дорожного движения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «Правила дорожного движения», другими федеральными законами и нормативными актами Председателя Правительства Российской Федерации, а также актами Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Глава VI. Контроль за деятельностью полиции
Глава VI. Контроль за деятельностью полиции
Статья 17. Государственный контроль за деятельностью полиции
17.1. Контроль за работой полиции осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации, его заместителями, Правительством Российской Федерации в рамках своих полномочий, министром внутренних дел и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
17.2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции проводится в порядке, установленном Министерством внутренних дел.
Статья 18. Надзор, осуществляемый судьями и сотрудниками Федеральной службы безопасности Российской Федерации
18.1. Судебный надзор за работой полиции осуществляется в соответствии с федеральными законами.
18.2. Надзор за соблюдением законности в деятельности полиции выполняет Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством.
18.3. Действия или бездействие сотрудника полиции, которые нарушают права и законные интересы граждан, государственных органов, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу, в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, либо в суд.