ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ»
Глава I. Общие положения
«ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ»
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации и устанавливает:
а) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья;
б) права и обязанности граждан, отдельных групп населения и государственных организаций в сфере охраны здоровья, а также гарантии реализации этих прав;
в) полномочия и ответственность органов государственной власти в сфере охраны здоровья;
г) права и обязанности медицинских организаций;
д) права и обязанности медицинских работников.
Статья 2. Основные понятия и законодательство в сфере охраны здоровья
2.1. В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
а) Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия, при отсутствии заболеваний и расстройств функций организма;
б) Медицинская помощь — комплекс мероприятий по поддержанию и восстановлению здоровья, включающий предоставление медицинских услуг;
в) Медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс вмешательств, направленных на профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
г) Медицинское вмешательство — действия медицинского работника, затрагивающие физическое или психическое состояние пациента и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность;
д) Пациент — физическое лицо, которому оказывается или которое обратилось за медицинской помощью, независимо от наличия заболевания и состояния здоровья;
е) Медицинская организация — юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность в установленном законодательством порядке;
ж) Медицинский работник — лицо с медицинским или иным соответствующим образованием, работающее в медицинской организации и осуществляющее медицинскую деятельность в рамках своих должностных обязанностей, или индивидуальный предприниматель, непосредственно осуществляющий медицинскую деятельность.
2.2. Иные понятия, используемые в сфере охраны здоровья, устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Медицинская организация
3.1. Медицинской организацией признается учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинскую деятельность на территории Российской Федерации.
3.2. Руководство медицинской организацией осуществляет Главный врач в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Правительства Российской Федерации и уставом организации.
3.3. Устав медицинской организации утверждается Правительством Российской Федерации.
3.4. Медицинская организация вправе:
а) выдавать медицинские заключения, справки, рецепты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
б) осуществлять научную и научно-исследовательскую деятельность, включая фундаментальные и прикладные исследования.
3.5. Медицинская организация обязана:
а) оказывать гражданам экстренную медицинскую помощь;
б) вести деятельность согласно законодательству и нормативным правовым актам, включая стандарты оказания медицинской помощи;
в) соблюдать врачебную тайну и конфиденциальность персональных данных;
г) обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников;
д) вести и хранить медицинскую документацию в установленном порядке;
е) обеспечивать учет и списание лекарственных препаратов и оборудования;
ж) проводить мероприятия по профилактике эпидемий и инфекций.
3.6. Иные права и обязанности медицинских организаций могут устанавливаться актами Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Статья 4. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
4.1. Каждый имеет право на получение медицинской помощи.
4.2. Пациент имеет право на:
а) профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
б) консультации у врачей-специалистов;
в) облегчение боли доступными методами и лекарственными средствами;
г) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
д) отказ от медицинского вмешательства;
е) участие адвоката или законного представителя для защиты своих прав.
4.3. Мероприятия по поддержанию здоровья граждан должны проводится с уважением и защитой их прав, с соблюдением международно признанных принципов и норм права.
4.4. Порядок реализации права на медицинскую помощь устанавливается указами Правительства Российской Федерации.
Статья 5. Ответственность медицинских работников
5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, а также действия, подрывающие медицинскую деятельность, влечёт ответственность, установленную законодательством.
5.2. В случае оказания ненадлежащей медицинской помощи, повлекшей тяжелые последствия для здоровья, медицинский работник несёт ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
5.3. Действия или бездействия медицинских работников, нарушающие права и законные интересы граждан и организаций, могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы либо в судебном порядке.
Статья 6. Врачебная тайна
6.1. Сведения о пациентах, состоянии их здоровья, диагнозах и другие подобные сведения составляют врачебную тайну.
6.2. Разглашение этих сведений запрещено, даже после смерти пациента, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6.3. Разглашение допускается с письменного согласия пациента или его законного представителя для целей медицинского обследования и лечения, а также в других целях, указанных в согласии.
6.4. Предоставление сведений без согласия пациента или его законного представителя допускается в следующих случаях:
а) для обследования и лечения пациента, неспособного выразить свою волю самостоятельно;
б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений или поражений;
в) по запросу уполномоченных органов в связи с расследованием или судебным разбирательством, а также в связи с исполнением приговора суда;
г) для информирования органов правопорядка о пациенте, если есть основания полагать, что его здоровью был причинён вред в результате противоправных действий;
д) для проведения военно-врачебной экспертизы по запросам уполномоченных органов.
Статья 7. Контроль за деятельностью медицинских организаций
7.1. Контроль за деятельностью медицинских организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий.
7.2. Правительство Российской Федерации определяет порядок медицинской деятельности и управления медицинскими организациями.
Глава II. Организация охраны здоровья
Глава II. Организация охраны здоровья
Статья 8. Организация охраны здоровья
8.1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
8.2. Во время лечения граждане обязаны соблюдать предписанный режим и правила поведения в медицинских организациях.
Статья 9. Медицинское вмешательство
9.1. Медицинский осмотр представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска.
9.2. Медицинским работникам запрещается осуществлять эвтаназию, то есть ускорять смерть пациента по его просьбе посредством действий или бездействия, включая прекращение искусственной поддержки жизни.
9.3. Организация охраны здоровья реализуется через государственное регулирование, включая нормативное правовое регулирование сферы охраны здоровья.
Статья 10. Первая помощь
Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается лицам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других угрожающих жизни состояниях уполномоченными лицами с соответствующей подготовкой, в том числе сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими.
Статья 11. Медицинская помощь
11.1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и подразделяется по видам, условиям и формам.
11.2. Виды медицинской помощи:
а) первичная медико-санитарная помощь;
б) специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь;
в) скорая и специализированная скорая медицинская помощь.
11.3. Медицинская помощь может предоставляться в следующих условиях:
а) вне медицинской организации (по месту вызова или в транспортном средстве при эвакуации);
б) амбулаторно (без круглосуточного наблюдения и лечения);
в) в дневном стационаре (с медицинским наблюдением в дневное время без круглосуточного ухода);
г) стационарно (с круглосуточным наблюдением и лечением).
11.4. Формы медицинской помощи:
а) экстренная — при внезапных опасных для жизни состояниях и заболеваниях;
б) неотложная — при острых состояниях без явной угрозы жизни;
в) плановая — при профилактических мероприятиях и состояниях, не требующих немедленного вмешательства.
Статья 12. Медицинская экспертиза
12.1. Медицинская экспертиза — это исследование в установленном порядке для определения состояния здоровья гражданина, его трудоспособности и связи между воздействиями и состоянием здоровья.
12.2. В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:
а) экспертиза временной нетрудоспособности;
б) медико-социальная экспертиза;
в) военно-врачебная экспертиза;
г) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
д) экспертиза профессиональной пригодности;
е) экспертиза качества медицинской помощи.
12.3. Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы.
Статья 13. Медицинские услуги
13.1. Медицинские работники имеют право:
а) участвовать в оказании медицинской помощи гражданам;
б) выдавать рецепты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
13.2. Граждане имеют право получать платные медицинские услуги по своему желанию дополнительно к предоставляемой медицинской помощи.
13.3. Оплата платных медицинских услуг осуществляется за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных источников финансирования.
13.4. Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Глава III. Контроль и надзор в сфере охраны здоровья
Глава III. Контроль и надзор в сфере охраны здоровья
Статья 15. Государственный контроль в сфере охраны здоровья
15.1. Государственный контроль за деятельностью медицинских организаций осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, установленных актами Председателя Правительства.
15.2. Управление деятельностью медицинских организаций осуществляют в пределах своей компетенции Председатель Правительства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере социальной политики и труда. Руководители медицинских организаций несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.
15.3. Ведомственный контроль за деятельностью медицинских организаций осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 16. Контроль и надзор за деятельностью медицинских организаций
16.1. Контроль и надзор за соблюдением медицинскими организациями законодательства осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере социальной политики и труда в пределах своих полномочий.
16.2. Для защиты прав граждан, пострадавших от действий медицинских организаций, предусмотрены механизмы обжалования в соответствующие государственные органы и судебные инстанции.