ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНОМ СЛЕДСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(ГСУ ФСБ России по Нижегородской области)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Главное следственное управление ФСБ России по Нижегородской области (далее – ГСУ) является самостоятельным структурным подразделением в составе УФСБ России по Нижегородской области (далее – Управление), предназначенным для выполнения задач в сфере уголовного судопроизводства по делам, отнесённым к подследственности органов федеральной службы безопасности, а также по иным делам, затрагивающим жизненно важные интересы Российской Федерации и Нижегородской области.
1.2. В своей деятельности ГСУ руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСБ России, настоящим Положением, а также решениями начальника УФСБ России по Нижегородской области.
1.3. ГСУ подчиняется непосредственно начальнику УФСБ России по Нижегородской области и несёт ответственность за выполнение возложенных на него задач.
1.4. Финансирование и материально-техническое обеспечение ГСУ осуществляется за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Управления.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Организация и производство предварительного следствия по уголовным делам:
* О преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства.
* О преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершённых лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также главами местного самоуправления (включая членов Правительства Нижегородской области, депутатов, не обладающих неприкосновенностью, и иных лиц).
* О преступлениях, совершённых должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, ФСИН, МВД, Прокуратуры, Следственного комитета, таможенных органов и иных силовых структур, если такие преступления связаны с превышением должностных полномочий, коррупционной направленностью либо посягают на интересы государственной безопасности.
* О преступлениях в сфере экономики, подрывающих экономическую безопасность государства и региона.
* О преступлениях в области оборота оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, наркотических средств и психотропных веществ в крупных и особо крупных размерах, имеющих трансрегиональный или международный характер.
* Организация и осуществление оперативного сопровождения уголовных дел, находящихся в производстве ГСУ.
2.2. Осуществление процессуального контроля за действиями (бездействием) и решениями органов дознания и следственных, правоохранительных органов.
2.3. Взаимодействие с другими правоохранительными и следственными органами, органами государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения государственной безопасности и борьбы с преступностью.
2.4 Перечень должностей в подразделении, в последовательности иерархии: стажёр, эксперт-криминалист / следователь, старший следователь / эксперт, эксперт / следователь по особо важным делам, старший следователь / эксперт по особо важным делам, заместитель начальника ГСУ, начальник ГСУ.
III. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ
3.1. Для выполнения возложенных задач ГСУ наделяется следующими исключительными полномочиями:
3.1.1. Универсальная подследственность. По прямому указанию начальника УФСБ, или руководителя подразделения, ГСУ вправе принять к своему производству любое уголовное дело, независимо от его подследственности, если оно признано затрагивающим интересы государственной, экономической или региональной безопасности Нижегородской области.
3.1.2. Неприкосновенность следователей. Следователи ГСУ, начиная с должности "Следователь" (Лицо, прошедшее этап стажировки в подразделении, обученное необходимым навыкам), обладают служебной неприкосновенностью. Любые проверки в отношении них, возбуждение уголовного дела, проведение оперативно-розыскных мероприятий или следственных, процессуальных действий допускаются только с личного согласия начальника УФСБ России по Нижегородской области. За нарушение данного пункта сотрудниками той или иной организации, те будут привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности.
3.1.3. Властные распорядительные полномочия.
* Сотрудники ГСУ, начиная с должности старшего следователя, вправе отдавать обязательные для исполнения письменные и устные приказы и требования любым сотрудникам и начальникам подразделений УФСБ России по Нижегородской области, а также иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории области (МВД, ФСИН, ВС РФ и т.д.), в части, касающейся выполнения задач следствия.
* Неисполнение законного требования следователя ГСУ, а равно воспрепятствование его деятельности влечёт за собой дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
3.1.4. Беспрепятственный доступ к информации.
* ГСУ имеет право на немедленный запрос и получение любой информации, документов, материалов и образцов для сравнительного исследования от любых органов государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, а также от граждан, включая информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну.
* ГСУ имеет право на беспрепятственный доступ ко всем системам видеонаблюдения (городским, транспортным, объектовым, частным), а также к базам данных операторов связи, финансовых учреждений, государственных информационных систем без дополнительных санкций, на основании служебного запроса, подписанного начальником ГСУ или его заместителем.
3.1.5. Участие в судебных заседаниях.
Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, вправе лично поддерживать государственное обвинение в суде при наличии одного из следующих условий:
* Получено разрешение судьи, в производстве которого находится уголовное дело.
* Имеется санкция Губернатора Нижегородской области на поддержание обвинения по делам, имеющим особое общественно-политическое значение для региона.
В этом случае полномочия следователя ГСУ в суде приравниваются к полномочиям государственного обвинителя.
3.1.6. Применение мер процессуального принуждения.
* Ходатайства ГСУ об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан (обыск, выемка, контроль и запись переговоров), подлежат рассмотрению судом во внеочередном порядке.
* Заключение ГСУ о необходимости избрания строгой меры пресечения является для суда обязательным к безусловному учету как исходящее от органа, обладающего исключительной компетенцией в оценке угроз государственной безопасности.
3.1.7. Создание следственно-оперативных групп. ГСУ уполномочено создавать следственно-оперативные группы (СОГ) с привлечением сотрудников любых правоохранительных и силовых структур для расследования конкретных уголовных дел, при этом руководство СОГ и процессуальное руководство осуществляется исключительно следователем ГСУ.
3.1.8. Вневедомственный контроль. ГСУ наделено правом проводить документальные и фактические проверки деятельности любых подразделений УФСБ России по Нижегородской области или иных государственных структур (организаций) на предмет законности и эффективности их работы в контексте расследуемых уголовных дел.
Согласовано:
Начальник УФСБ России
по Нижегородской области
генерал-лейтенант
Kalimatov / А.Х. Калиматов
по Нижегородской области
генерал-лейтенант
Kalimatov / А.Х. Калиматов
Последнее редактирование:

